Михайловское цветное бессколочное мерное коклюшечное кружево

Наименование объекта: Михайловское цветное бессколочное мерное коклюшечное кружево.
Вид объекта: Знания, технологии и навыки, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах, образах, и стилистике их воплощения, существующих на конкретной территории
Этническая принадлежность: русские
Конфессиональная принадлежность: православие
Место бытования объекта: г. Михайлов Михайловского района Рязанской области
Описание объекта:
В России существовало несколько школ кружевоплетения, каждая – со своим набором традиционных техник, приемов и орнаментов. Михайловская, или, как ее еще называли, «рязанская» (Михайлов – уездный город Рязанской губернии, позже – районный центр Рязанской области), была одной из наиболее крупных и самобытных. В Михайлове плели несколько видов кружев: бессколочные (цветные мерные, плотные по переплетению, из толстых нитей, употребляемые в крестьянском костюме и убранстве дома) и сколочные, которые, в свою очередь, были многопарной и сцепной техники плетения.
Мы будем рассматривать в этом описании только Михайловское цветное бессколочное коклюшечное кружево.
Именно оно получило широкую известность под названием «михайловского». Сразу оговоримся, что сегодня мастериц, которые плетут без сколка, можно встретить крайне редко. В основном это представительницы потомственных династий кружевоплетения. Как выяснилось, сейчас бессколочной технике плетения нигде не обучают. Для подобного плетения нужен специально подготовленный валик-барабан. Подробно будет описано ниже.
Михайловское цветное коклюшечное кружево – мерное и представляло собой кружево в виде прошвы, края и аграманта: прошва – кружевное изделие с двумя ровными кромками, край – изделие с одной ровной и второй зубчатой кромкой, аграмант - кружево с фигурными краями вдоль обеих кромок. Цветное михайловское кружево было преимущественно крестьянским и использовалось для украшения традиционного женского и мужского костюма, праздничных полотенец, столешников, подзоров и т.д.
Это кружево относится к одной из самых древних разновидностей – бессколочной технике плетения, так как не требовало предварительного технического рисунка (сколка). При этом технология изготовления идентична сколочному, т. е. движение нити осуществляется в характерном для кружевоплетения режиме «перевить и сплести». Элементы плетения те же: «плетешок», «полотнянка», «сетка», позднее появилась «насновка». Различна, если можно так сказать, «идеология» их создания.
Приведем выдержку из книги «Курс женских рукоделий», изданной в Санкт-Петербурге в 1888 году:
«Численные кружева плетутся со многими парами, но без сколка. Весь узор совершенно зависит от фантазии, произвола и расчета плетеи. Этот раздел был чрезвычайно богат в старину и невольно преклоняешься перед искусством наших бабушек, которые плели без узора и почти без булавок самые разнообразные рисунки». Ширина этих мерных кружев доходила иногда до 25 см (4-5 вершков)».
Бессколочное численное кружево плели исключительно «по замышлению», и рисунок численного кружева – стереометрический рисунок, итог свободного перемещения нитей в пространстве – не наносили на бумагу, он был видимым только самой кружевнице. Говоря современным языком, мастерица, плетущая численные кружева, владела основами начертательной геометрии, т.е. была способна отобразить пространственную фигуру на плоскости.
Термин «численка (числинка)» на Руси употреблялся при измерении льна и льнопродуктов: при сновании пряжа делилась на численки, 10 или 30 численок составляет пасмо, 10 пасм – мот. Одна из версий, почему кружево называют численным: от «численка» – льняная нить, скрученная из трёх одинарных.
В одном из томов «Рязанского этнографического вестника», опубликованного в 1995 г., в работе «Лексика традиционного ткачества в говорах района «Богословщина» Рязанской области» (семантика, диалектологическая и этимологическая характеристика) Ю.П. Чумакова, доктор филологических наук дает схожее определение:
«ЧИСЛЕНКА» (числинка), и, ж. Устар. Три нити основы, десятая часть пасма. «Как три нитки, то числина, 10 числинкаф – пасма» (с.Пупкино). «Аснову снуйут па шшоту, по 3 нитычки числинки, 30 нитычак – пасма» (с.Плахино)».
А многие села Михайловского уезда исторически входили в так называемый район Богословщины - земли, принадлежавшие Иоанно-Богословскому монастырю.
Иформант – Климёнова Ольга Владимировна (1956 г.р.) – потомственная михайловская кружевоплетельщица с 40-летним стажем (мать, бабки, прабабки и прапрабабки плели кружева в Михайлове) рассказывает (29.08.2022):
«Бабка плела кружева без рисунков (сколков) по памяти, считая только число проплётов (т.е. сколько раз в направлении к краю и обратно прошла пара, например, в раппорте «городок») и сколько булавок выставлено по краям в раппорте. «Городок», - говорили, - в 6 булавок или в 12 проплётов. Кстати говоря, раньше местные кружевницы использовали рыбьи кости, т.к. булавки были роскошью в крестьянском доме.
Меня учила плести бабушка. Именно бабки передавали своим внучкам мастерство кружевоплетения. Я использую сколки в работе. Но когда нужно разобрать новый неизвестный мне рисунок михайловского кружева, имея образец или по фотографии, проплетаю его без предварительного сколка. И только после этого прорисовываю его для того, чтобы можно было плести быстро и ровно.
Девочки начинали плести с 6,7 или 8 лет. Чем беднее семья, тем раньше сажали девочку за работу. И примерно до 17 – 20 лет плели, зарабатывали для семьи деньги, пока замуж не выйдут. «Вековухи» (засидевшиеся в девках) могли и дольше плести. А вот замужние никогда этим не занимались. Некогда было: детей рожали, да домашнее большое хозяйство не позволяло… Старые бабки ещё могли плести, если совсем не ослепли.
Кружево плели из шерсти, льна, конопли. Позже (к кон.XIX – нач. XX вв.) использовали покупные хлопчатобумажные нитки. На продажу плели из того, что привозили скупщицы. Те чаще давали «путляшки» (спутанные мотки ниток, которые нужно было распутать и смотать). Распутывали обычно во время посиделок, ребята тоже помогали. Потом приступали к работе. Скупщицы приезжали за готовым товаром.
Нитки красили сами природными красителями. Бабка моя рассказывала, что обычно этим занимались братья девок-кружевниц. Использовали личинки кошенили (красный цвет), луковую шелуху (охристо-жёлтый), дубовые «чернильные орешки» - наросты в виде шариков на листьях дуба (в зависимости от приготовленного раствора получали от голубого и синего до черного цвета).
Подушку (валик), на которой выполнялось плетение, изготавливали в течении 3-4 месяцев из сена. Его слегка сбрызгивали водой, туго спрессовывали, клали под гнет на долгое время и высушивали. Потом опять повторяли эту операцию несколько раз. Готовая подушка была очень тяжёлой и твёрдой. Зато булавки в неё входили и держались замечательно! Подушки были уже. Современные широкие, т.к. на них выплетают повороты кружева с углом, круглые салфетки, чего не делали в старину».
В михайловском мерном бессколочном кружеве использовали от 10 до 60 пар коклюшек (причем считается, что это – один из простых способов) и нитки красного, желтого, белого, зеленого цветов. Кружево имело плотную фактуру за счет переплетения грубых нитей – шерстяных, льняных, конопляных или хлопчатобумажных. Ярко-красные, желтые, синие плотно переплетенные нити создают легко узнаваемый рисунок, который не спутаешь с другим: кружево напоминает своей плотностью полотно, получаемое на ткацком станке.
Основные элементы этого кружева носили устойчиво традиционный характер, а простор для творчества давало разнообразие возможностей в их сочетании, а иногда и в изобретении собственных элементов. В орнаменте практически нет растительных или животных мотивов, что очень распространено в кружеве других регионов России – узор строго геометричен. Декоративная выразительность достигается благодаря сочетанию плотных форм, контрастных сочетаний цветов, фактуре. Чем шире кружево, тем сложнее оно в изготовлении. Знатоки народных промыслов утверждают, что в михайловском кружеве с наибольшей полнотой выразился народный вкус к простоте и ясности напряженного по цвету орнамента.
Михайловские мастерицы плели так называемое мерное кружево в виде длинных лент различной ширины с ритмично повторяющимся орнаментом. Продавалось оно по мерам длины, поэтому иногда носило название мерного и было трёх основных видов: край, прошва и аграмант. Прошва представляла собой тесьму с ровными сторонами и вшивалась в полотнище передника, юбки, рукава, столешника, подзора, а кружево-край служило для отделки края изделия и выполнялось ровным вверху, но внизу оформлялось различными выступами многообразных форм. Аграмант - кружево с фигурными краями вдоль обеих кромок.
Кружевницы Михайлова достигали подлинной виртуозности в соотношении плотного узора и разреженного фона, в сочетании, казалось бы, ограниченного набора основных компонентов, а их изобретательность в оформлении края кружева не может не восхищать: «бубенцы», «балалайки», «колеса», «отметные», «павлинки», «городки», «сухарики» (или кирпичики) - вот только некоторые из них. Чаще всего элементы кружева получали свое меткое название по ассоциации с предметами реального мира: «речка», «мушка», «рыбка», «грачиный глаз», «паучок», «копеечка». В отличие от преимущественно растительного узора сколочного кружева, где узнаются те или иные природные формы, численное кружево характеризуется крайней степенью стилизации, превращающей исходные мотивы в чисто декоративный орнамент.
Предметы, связанные с объектом:
Оборудование: подушка (валик), короб или козлы (подставка).
Инструменты: коклюшки
Приспособления: булавки, сколок (ранее не использовался)
Материалы: нитки: шерсть, конопля, лён, х\б.
Коклюшки – деревянные палочки, состоящие из ручки, головки и шейки, предназначенные для исполнения кружева. Михайловское кружево плотное, широкое, поэтому для хорошей утяжки толстых нитей используются крупные коклюшки, изготовленные из плотных пород дерева – бука, яблони, березы, клена.
Подушка – валик, туго набитый сеном, соломой или опилками, предназначенный для исполнения кружева.
Короб – изделие округлой формы из луба, бересты, лучины и т.д., который служит для удерживания подушки в удобном положении для плетения кружева, сидя (короб ставился на колени) или на столе. В старину летом могли плести, сидя на траве «по-турецки».
Козлы - подставка в виде двух деревянных рам, которые соединяются между собой болтами. Служат для удерживания подушки в удобном для кружевницы положении при плетении. Высота козел регулируется с помощью ремня, расположенного на нижней перекладине.
Техники/Технологии, связанные с объектом:
Основные элементы кружевоплетения:
- плетешок,
- полотнянка,
- сетка (росколь)
- насновка (поздний элемент).
Основные приемы плетения: кружево плетется парами коклюшек. Коклюшки с навитыми нитями навешивают на булавки, прикрепленные к подушке. Движение нити осуществляется в характерном для плетущихся кружев режима «перевить и сплести».
Технология навивки нитей: Держа коклюшку в правой руке, взять кончик нити в левую и закрепить его на верхней части шейки коклюшки несколькими витками. Затем начать навивать нить на коклюшку, вращая ее (коклюшку) справа налево. Нить должна накладываться ровными рядами. После намотки закрепить нить вокруг коклюшки с помощью петельки.
Выполнение петли: Держа коклюшку с навитой нитью в правой руке, указательным пальцем левой руки поддеть нитку от коклюшки снизу и при помощи большого пальца сделать петлю, развернув нить в левую сторону. Головку коклюшки вставить в петлю сверху вниз, петлю затянуть. Благодаря такому закреплению, в процессе плетения нить свободно удлиняется при вращении слева направо. Плетение кружева основывается на двух простых операциях: «перевить» и «сплести».
Перевить – значит переложить коклюшку правую на левую (выполняется одновременно на двух парах) при помощи больших пальцев рук.
Сплести – поменять центральные коклюшки, переложив левую на правую.
Сплести в пол заплёта – перевить-сплести один раз.
Сплести в полный заплёт – перевить-сплести два раза.
Проплести пары полотнянкой – сплести-перевить-сплести.
Заплёт (зачин) – место начала плетения кружева.
Способы и формы передачи объекта:
В настоящее время кружевоплетение сохраняется в рамках деятельности учреждений культуры и дополнительного образования, а также в рамках мастер-классов и семинаров, ярмарках, фестивалях и др. мероприятиях, где представлено декоративно-прикладное творчество и народные художественные промыслы и ремёсла.
В г. Михайлове Рязанской области при фабрике «Труженица» находится музей «Михайловская кружевница».
В настоящее время создаётся этнографический центр в г. Михайлове, где основным объектом будет михайловское цветное коклюшечное кружево. Создаётся большая коллекция михайловского кружева.
В г. Михайлове в объединении МБУ ДО «Дом детского творчества» проходят программы дополнительного образования «Кружевоплетение» и «Михайловское кружево».
В Областном государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Ресурсный центр дополнительного образования» (ОГБУДО «РЦДО») кружевоплетение преподаёт Клименова Ольга Владимировна - педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Кружевница». Она обучает именно михайловскому кружеву, работая с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в самом г. Михайлове.
В Кораблинской детской школе искусств дети обучаются по направлению «кружевоплетение», где также получают основы мастерства михайловского кружева.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа №1» города Рязани.
В Рязанском филиале Высшей школе народных искусств (академии) с 2010 года существует кафедра художественного кружевоплетения, где одним из видов изучения художественного кружевоплетения является михайловское цветное коклюшечное кружево. Обучение студентов проходит по программе среднего и высшего образования, с целью подготовки высококвалифицированных специалистов – будущих художников в сфере художественного кружевоплетения.
Рязанский областной клуб художников любителей также имеет в своем составе секцию декоративно-прикладного искусства, а в ней - несколько мастериц по кружеву, плетущих михайловское кружево.
В 2022 году на кафедре художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств состоялся четвёртый профессиональный конкурс по кружевоплетению «Кружевной сувенир – 2022».
Изделия михайловского кружева есть в коллекциях Государственного Русского музея, Российского этнографического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина и других крупнейших музеях России и Европы.
Сведения о носителях нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации:
Михайловское закрытое акционерное общество «Труженица», относится к предприятиям народно-художественных промыслов и входит в состав ассоциации «Народные художественные промыслы России».
Предприятие выпускает более 300 видов изделий изо льна, которые оформлены михайловским численным цветным кружевом ручной работы и вышивкой ручной и машинной работы.
Сведения о хранителях нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации:
ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества».
История выявления и фиксации:
В XVI столетии с возникновением оборонного рубежа Московского государства, сюда было переселено значительное число служивых людей, о чем свидетельствуют названия старинный городских слобод Стрелецкая, Пушкари, Плотники. Свободные от крепостного угнетения московские переселенцы активно занимались различными ремеслами. Именно среди их потомков, вероятно в первой половине XIX столетия, возникло кружевоплетение в виде промысла. Занятие, дающее постоянный заработок, было быстро подхвачено в целом ряде селений Михайловского уезда, жителями которых являлись свободные государственные крестьяне. К 1880 году в городе и уезде насчитывалось около двух тысяч кружевниц, в 1896 году их было более трех тысяч, а перед Первой мировой войной - десять тысяч.
Во второй половине XIX века михайловское кружево становится предметом торговли не только внутри России, но и за границей.
Нигде, кроме города Михайлова и его уезда, численное кружево не получило такого своеобразия рисунков и красочности. Недаром оно получило такое большое распространение в крестьянском костюме разных местностей. Плотное, яркое, оно как нельзя лучше дополняло одежды из тяжелых домотканых полотен, органически сочетаясь с яркой узорностью ткани и вышивок.
В 1886 году С.П. Казначеевой совместно с известной исследовательницей народного искусства С.А. Давыдовой в с. Подлесное была открыта первая в России художественная школа вышивания и кружевоплетения. Таким образом, благодаря плодотворной деятельности С.П. Казначеевой, в Михайловском уезде промысел вышел на новый уровень своего развития.
Первая мировая война 1914-1918 годов и последовавшая за ней гражданская нанесли огромный урон развитию народных промыслов. Так как спрос на кружева и изделия с художественной вышивкой резко упал, а экспорт их за границу прекратился, в итоге оставило мастериц без гарантий твердого заработка.
В 20-е годы в условиях кооперирования всех структур промыслов в стране начинается возрождение кружевоплетения и тесно связанной с ним художественной вышивки. К осени 1925 года в городе Михайлове и уезде насчитывалось около 6000 мастериц, и с каждым днем все большее их количество изъявляло желание объединиться в свои промысловые артели.
От 1927 года ведет отсчет своей истории Михайловская артель «Труженица», объединившая вышивальщиц и кружевниц-надомниц из числа кустарей.
В годы Великой Отечественной войны работа кружевного промысла временно свернулась. И лишь в конце войны выработка кружев была частично возобновлена.
В первые послевоенные годы коллектив промартели стремился к наращиванию темпов производства. В 1951 году в артели начала свою работу выпускница МХПУ им. М.И. Калинина Диана Алексеевна Смирнова, задавшаяся целью полностью возродить старинное Михайловское кружево. Надо сказать, что к появлению Дианы Алексеевны в Михайлове уже почти не плели цветное кружево. Оно практически было забыто. Молодую художницу часто видели в бывших центрах кружевоплетения: в селах Пушкари, Новопанское, Рачатники, Ижеславль и других. Смирнова постоянно общалась с пожилыми кружевницами, которые еще не забыли секретов прежней работы. Диана Алексеевна сама изучала всю технологию кружевоплетения и сумела перевести ее на поток. По специальным, ею разработанным сколкам, сразу несколько кружевниц могли выполнить один и тот же рисунок кружева с точными элементами.
Д.А. Смирнова не только постигла секреты древнего промысла, но и внесла очень много своего. Так, ей принадлежит авторство поворота под необходимым углом кружевной ленты. Это дало возможность изготавливать такие сложные изделия как оплеты скатертей, дорожек, салфеток и т.д. Одними из первых кружевниц, помогавших Д.А. Смирновой, были М.И. Игнатова, К.П. Краюхина и М.Д. Морозова, ставшая впоследствии мастером кружевного цеха. Следует подробнее остановиться на заслугах М.Д. Морозовой, которая немало сделала для развития кружевного промысла, совершенствования техники плетения, созданию узоров, а также воспитания и обучения молодых кружевниц, за что она была награждена медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд».
В 1957 году артель возглавила Мария Григорьевна Голованова, которая оставалась на посту директора почти 30 лет, до 1986 года. В 1968 году Михайловская строчевышивальная фабрика «Труженица» стала участницей ВДНХ. В качестве экспонатов на выставке были представлены женские платья с цветным кружевом, фартуки, полотенца, салфетки. Все изделия получили высокую оценку. Фабрика была награждена дипломом II степени, а художники Д.А. Смирнова и В.А Мухина – бронзовыми медалями. Все больше изделий фабрики стало появляться и за границей – во Франции, Японии, США.
Семидесятые годы характерны для фабрики большими трудовыми победами. В 1973 году пяти ее изделиям впервые был присвоен государственный знак Качества. Изделия были выполнены по рисункам Д.А. Смирновой и З.Н. Коротковой. В этом же году фабрика завоевывает переходящее Красное знамя. В 1978 году в результате объединения фабрики «Труженица» и фабрики им. Лизы Чайкиной, расположенной в поселке Октябрьском, было создано Михайловское производственное строчевышивальное объединение «Труженица».
Все события в стране находили свое воплощение в произведениях кружевниц и вышивальщиц. Изделия с праздничной символикой выпускались к Московской Олимпиаде, 40-летию освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков, 40-летию Победы, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов, 900-летию г. Рязани, 850-летию г. Москвы. С особой любовью, старанием и мастерством выполняли работницы необычный заказ для дома-музея П.И. Чайковского в Клину.
В 80-е годы прошлого столетия художественная деятельность предприятия развивается по пути более глубокого изучения традиций в кружевоплетении, вышивке и принципов декоративного оформления одежды. Наряду с традиционной цветовой гаммой, появляются изделия, колорит которых включает голубые, бордовые, золотисто-коричневые цвета. Поиски новых цветовых решений наиболее ярко проявлялись в творчестве художника по кружеву В.А. Мешковой, заслуженного художника России Т.Н. Пресновой, художников по вышивке И.Н. Копытиной, и З.В. Кондрахиной. Много новых изделий одежной группы было создано художником-модельером О.Ю. Шемятовской.
С 1987 года и до сегодняшних дней директором объединения является Н.А. Дежина. С 11 августа 1993 года ПСО «Труженица» было преобразовано в ТОО, а с 15 июля 1993 года - в Закрытое акционерное общество «Труженица». В последнее время в условиях экономических реформ, являясь предприятием народных художественных промыслов, ЗАО «Труженица» по-прежнему выпускает изделия домашнего интерьера и широкий ассортимент товаров народного потребления.
Источники информации об объекте:
Библиография:
1. Абушенко Н.А. Плетеное кружево - загадка глубокой древности. – Санкт-Петербург, 2010. – 88 с.
2. Алпатова Е.А. Чудо с берегов Прони. - Москва: Московский рабочий, 1985. – 143с., ил.
3. Давыдова С.А. Русское кружево. Узоры и сколки. СПб., 1909.
4. Давыдова С.А. Альбом узоров русских кружев // Тр. комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. СПб., 1885.
5. Давыдова С.А. Руководство для преподавания рукоделий в школах. СПб., 1887.
6. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. СПб., 1892.
7. Историческая справка с сайта завода ЗАО «Труженица»: http://www.trugenica.ryazan.ru/history.htm
8. Климова Н.Т. Кружево // Основы художественного ремесла / Под ред. В.А. Барадулина и О.В. Танкус. М., 1978. С. 65–94
9. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево / Н.Т. Климова. – М: Изобразительное искусство, 1993. – 224 с.
10. Климова Н.Т. Цветное михайловское кружево и творчество заслуженного художника РСФСР ДД.А. Смирновой // Сборник трудов. Выпуск №14, Искусство художественных промыслов на современном этапе. М., 1982 г.
11. Веденин Ю.И. Сложный нити узор: лирико-публицистический очерк. – Рязань: Узорочье, 2003.
12. Лаврентьева Л.С. Кружева в коллекциях отдела Европы и их собиратели // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2012 г. СПб., 2013.
13. Липперхейде Фрида фон; Пер. с нем. С.И. Шишмаревой. Плетение кружев на коклюшках по упрощенному способу (бесплатное приложение к журналу "Модный свет") - Санкт-Петербург.: Г.Гоппе (М.А.Меллер)
14. Михайловское кружево [Текст]: из коллекции РИАМЗ: альбом-путеводитель / Министерство культуры Российской Федерации, ФГБУК "Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник"; [автор-составитель Сахарова Оксана Михайловна]. – Рязань: РИАМЗ, 2017. - 71, [1] с.: ил., цв. ил., портр.; 20x20 см. – (Народные художественные промыслы Рязанской земли).; ISBN 978-5-902096-66-5: 1000 экз.
15. Плетёное кружево/ [Ред.-сост. Н.А.Теленкова] – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192 с.: ил
16. Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. — М.: Наука, 1997. — 828 с: ил. — (Народы и культуры). — ISBN 5-02-010320-9
17. Русские Рязанского края / Отв. ред. С.А. Иникова. Т.1. – М.: «Индрик», 2009 -616 с.
18. Русские Рязанского края / Отв. ред. С.А. Иникова. Т.2. – М.: «Индрик», 2009 -748 с.
19. Третьякова Е.И. Русское кружево / Е. И. Третьякова. - СПб.: Лениздат, 1995. - 157 с.: ил.; 21 см.
20. Фалеева В.А. Русское плетёное кружево. 8-Л.: Художник РСФСР, 1983. -328с., ил. (Серия «Народные промыслы РСФСР»). ИСБН
21. Христолюбова Д.Ю. Старинные технологии в исполнительском мастерстве при подготовке специалистов в области художественного кружевоплетения рязанского региона – Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016. – 80 с.
22. Христолюбова Д.Ю. Дидактические условия реализации системы содержания профессионального цикла образования в области Рязанского художественного кружевоплетения//Мир науки, культуры, образования. –2017. – № 3 (64). – С. 44–47
23. Христолюбова Д.Ю. Проектирование художественного кружевоплетения (михайловское, ижеславское, скопинское, ряжское, рязанское). – Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016. – 36 с.
24. Чумакова Ю. П. Лексика традиционного ткачества в говорах района Богословщина Рязанской области (семантическая, диалектологическая и этимологическая характеристика) [Текст] / Ю. П. Чумакова. – Рязань: Рязанский этнографический вестник, 1995. – 228 с.
Современное состояние объекта:
Творческий коллектив ЗАО «Труженица» в настоящий момент выпускает более 300 видов изделий изо льна, оформленных Михайловским численным цветным кружевом ручной и машинной работы. Ведётся работа по созданию салфеток, скатертей, полотенец, дорожек, штор, одежды, постельного и столового белья, различных плоскостных изделий с кружевом и вышивкой. Сохраняя живую старину, талантливо перерабатывая художественные традиции народного искусства, художники промысла придают изделиям и современность, и неповторимое очарование прошлого.
Авторы/Составители материалов об объекте:
Соколова Е.В. – заведующий сектором этнографии отдела сохранения культурного наследия ГБУК «РОНМЦ НТ»,
Журавлева Ю.С. – ведущий методист отдела сохранения культурного наследия ГБУК «РОНМЦ НТ».
Фото-, аудио- видеоматериалы, связанные с объектом:
https://www.youtube.com/watch?v=pPuViBcZzuw&t=413s
https://www.youtube.com/watch?v=kfIBlZsCWx4

































