Традиционный гончарный промысел деревни Александро-Прасковинка (Глинки) Сапожковского района Рязанской области

аименование объекта. Традиционный гончарный промысел деревни Александро-Прасковинка (Глинки) Сапожковского района Рязанской области
Вид объекта. Традиционные технологии/ Техники/ Хозяйственные и промысловые технологии
Этническая принадлежность. Русские
Конфессиональная принадлежность. Православие
Место бытования объекта. Российская Федерация, Рязанская область, Сапожковский район, деревня Александро-Прасковинка
Населенный пункт. Деревня Александро-Прасковинка
Краткое описание объекта.
Деревня Александро-Прасковинка и соседнее село Морозовы Борки Сапожковского района Рязанской области в прошлом широко славились своими гончарными изделиями, которые продавались на базарах и ярмарках и бытовали по всей территории Рязанской губернии. Производству гончарной посуды сопутствовала лепка глиняной игрушки. Занимались промыслом семьями. Игрушка на протяжении тысячелетий сохраняла на себе черты архаичности и практически не изменилась до двадцать первого столетия. Почти всё население деревни занималось гончарством, а также лепили свистульки в виде птичек, погремушки, всадников, барынь, кормилиц с детьми, солдат с гармонью. Занимались промыслом семьям. Последний мастер промысла Т.А. Кондрашов умер в 2013 г.
Подробное описание объекта:
Александро-Прасковинка расположена к юго-востоку от рабочего посёлка Сапожок Рязанской области. Когда-то деревня была центром гончарного промысла Сапожковского уезда, который уходит корнями в XVII- XVIII вв. Мастера изготавливали самую разнообразную глиняную посуду: чернолощёную и поливную. Поверхность изделий декорировалась насечками, наколотыми точками, процарапанными линиями. Великолепно сохранились чернолощёные корчаги, кувшины, махотки и «банки», которые поражают своей строгостью и совершенством формы.
В деревне также изготавливали кринки различных размеров, кувшинчики с одной ручкой, кувшины с крупным шаровидным туловом, высоким узким горлом и двумя небольшими круглыми ручками, украшенные лаконичным рисунком в виде прямых или волнистых поясков у основания горла.
С 1930-х годов делали лишь поливную посуду: свинцовый сурик давал коричнево-зеленоватый цвет, а купорос – изумрудно-зелёный. Иногда сосуд покрывали смесью сурика и купороса и получали пятнистую зеленую поверхность. Гончары изготавливали кринки для молока, называемые в деревне «махотками», круглые горшки разных размеров, детские кашники с одной ручкой, сосуды для масла с узким горлом – так называемые «бальзамки», и даже глиняные чайники, двуручные кувшины с крупным шаровидным туловом, невысоким горлом и двумя маленьким изящными ручками.
Посуду начинали изготавливать по каким-то поводам: весной, когда начинала прорастать трава делали корчажки, молошни; Пасха – черепушки для каравайцев, для блинов; уборочная – кувшины для воды, чтобы брать с собой в поле. Также делали горшки на три или пять литров для щей, горшки для каши, примерно на пол-литра; "жаровки", для жарки картошки. Игрушки обычно делали и обжигали во время поста к большим церковным праздникам: Рождеству, Крещению, Масленице, Пасхе. Посуду на продажу в соседние населённые пункты возили на одёриках – больших тележках.
Производству гончарной посуды здесь, как обычно, сопутствовала лепка глиняной игрушки.Их лепили тысячами. Нужно также заметить, что игрушки на промысле всегда лепили партиями: это ускоряет процесс лепки и помогает совершенствовать мастерство. Повторяя формы, мастерица невольно сравнивает их, чуть меняет, варьирует – оттого пластика обретает особую живость, неповторимость. В одной партии может быть до пятидесяти и больше одинаковых игрушек. Игрушки в деревне лепили в основном женщины, однако, мужчины тоже умели лепить игрушку, но делали это неохотно. Девочки начинали работать с глиной с 5-7 лет. За работой песни пели обязательно.
Традиционные игрушки д. Александро-Прасковинки представляют собой небольших размеров компактные фигурки с характерным для крестьянского творчества характером лепки и обычным набором сюжетов. Для игрушки характерна лаконичность формы, что в определённой степени объясняется свойствами используемой глины. Игрушки изготавливались из цельного куска, основной массив изделия нерасчленённый, руки у антропоморфных фигурок едва намечены. Налеплялись только детали: пуговицы на груди солдата, шляпы и пр. Глаза и рот прокалывались палочкой. На поверхности еще сырой глины иногда процарапывали звезду на голове бабы, детали хвоста или крыла птицы, намечались пальцы рук у антропоморфных скульптурок.
Многие изделия в Александро-Прасковинской игрушке лишены свистков. Чаще он вмазан в заднюю часть тулова животного, в колокол юбки глиняной бабы, в полы шинели солдата.
Масса игрушки нерасчлененная. У глиняных кукол и солдатиков шея почти отсутствует, голова непосредственно связана с туловищем. Игрушка компактна, объёмна, скульптурна. В ней чувствуются пальцы мастера – игрушка дышит.
Женщины лепили копеечные маленькие свистульки-«улютки»- в виде птичек и коней с едва намеченными фигурками. Расписывали их анилиновыми красками - полосками в один - два цвета. Полоски широкие, неровные, в основном зеленого, красного, желтого, малинового цвета. Краски же так и называли «малинка», «зеленка», «краска», «голубика».
Формам игрушек придавалось больше значения, чем цвету. Расписывали все игрушки анилиновыми красками, которые называли «малинка», «зеленка», «голубика» полосками в один-два цвета, обычно красными и синими, а иногда покрывали такой же зелёной поливой, что и горшки. По свидетельству старожилов, более предпочтительной была яркая раскраска; а «обливали» игрушки «по бедности», когда краски не было.
Традиционный герой Александро-Прасковинской игрушки - медведь, сидящий на задних лапах и на хвосте. В передних лапах он обычно что-нибудь держит: гусли, гармошку или мячик. По форме медведи напоминали сосуды из гутного стекла, так называемые «медведихи».
«Барыни» изображаются с детьми, собачками, с птичками подмышкой, с блюдом пирогов или зонтиком. Бабы» Марфы Ивановны Сычевой (потомственной игрушечницы), подобно языческим идолам, строго фронтальны (рассчитаны на восприятие только в анфас), в длинных юбках, колоколом расширяется к низу платье, грудь сильно увеличена, головной убор иногда украшен символическим ромбом. Тип «барыни» с двумя детьми на руках редко встречаются в других регионах. Это распространенный у многих народов мира отголосок культа близнецов, которые, как повествуют мифы и легенды, способствовали плодородию, умели изменять погоду и исцелять недуги.
Александро-Прасковинские игрушечницы лепили так же и разных животных: лиса, лягушка, тигр, черепаха, пингвин. Заморских зверей М.И. Сычева «в телевизор выглядела, а какие в книжках смотрела». А всадник у неё, по её словам, «лихой чапаевец», боком сидящий на коне и растянувший мех гармошки.
Силкина Анна Алексеевна лепила «садиков», то есть «всадников» с туловом-цилиндром, словно вырастающим из спины коня.
Товар сбывали «шумошника-тряпошникам» (так называли местные жители старьевщиков из с. Еголдаево Сапожковского района). «Тряпошники» в свою очередь меняли детскую игрушку на утиль.
Предметы, связанные с объектом:
- глиняная яма (по-местному Глинки) – залежи глины, примерно, в полтора километра от деревни Александро-Прасковинки;
- глина – чёрная и белая, лежит в разных местах, при использовании смешивали обе глины вместе;
- для добычи глины – тяпка;
- для переноса глины – кошёлки (плели сами из ивового прута) с верёвкой или ремнем через плечо;
- для резки глины – деревянные ножи (делали из березы или клёна), трость (один конец круглый, другой – плоский), гребешки;
- деревянный гребешок с зубчиками – для украшения по сырым игрушкам (использовал Кондрашов Т.А.).
- горн (для обжига готовых изделий)– яма, выложенная кирпичом, с кирпичным полом с отдушинами и с печкой под ним;
- оборудование для обжига: листы железа, черепки, дрова, тазы, колья, тачка;
- одёр – колёсная тележка, в которую впрягались втроём для перевозки гончарных изделий;
Техники/Технологии, связанные с объектом.
Техника сбора глины. Копали глину всегда осенью, даже в морозы, чтобы ямы держались и не осыпались по краям. В заморозки земля крепче и обвалов случается меньше. Для гончарства использовали две глины: белую и чёрную, которая находится в разных местах близ деревни. Чёрная глина залегает, примерно, на 2 метра в земле. Белая глина (местные звали толоконкой) трудно добывается. Копать глину, как правило, шли от двух до четырёх человек. Ямы копались на разную глубину, исходя из глубины глинистого слоя.
Копали глину с помощью тяпок. Процесс был слажен: один отбивал глину, второй накладывал, третий таскал корзинки из ямы наверх и сваливал в ворох. Каждому гончару на год хватало, примерно, сто кошёлок с глиной.
Впрок глину не готовили – она прорастает кореньями, а такой материал не годен в работу. Накопают глину, навалят вороха. Оставят промерзать, чтобы крошилась лучше. Зимой, по снегу возили её на санях и сваливали в глинник: в один ворох - белую, в другой – чёрную. Глинник был через дорогу, около дома. Его устраивали заранее: расчищали от травы, оплетали по краю орешником, чтобы глина не рассыпалась. От мусора и от скота берегли, накрывали.
Технология обработки глины.
Зимой начинали горшечные работы. Натоскав кошёлками вязкое сырьё в избу, сложат в ящик около печки – размораживают. Оттаившую глину, крошат на мелкие кусочки в корыто. Затем заливают горячей водой так чтобы и не крутая, и не жидкая была. Часов через пять, перебирают руками, чтобы вся мягкая была. И всегда смешивали для надёжности в работе: одну меру белой и две чёрной брали.
Далее подвергали очистке тут же прямо в избе. Сперва глину топтали ногами, тем самым проверяя на наличие в ней постороннего мусора. Мяли глину сначала босыми ногами в самой избе. Чтобы глина не прилипала к полу, с помощью сита на пол насыпали золу. Вначале глина липла к ногам, а когда уже долго стаптывали, то переставала прилипать. Если в глине попадались мелкие камушки, то их вычищали ножом. Глину растаптывали в большой блин (сантиметра 3-5 толщиной), деревянным ножом нарезали «глыши», закатывали и снова клали в общую кучу. Таким образом глину топтали три раза. Затем опять нарезали из блина 8-10 «глышек», закатывали в катки и складывали под лавкой, покрывали мешковиной, чтобы не сохла.
Перед тем как взяться за работу, глину перебирали несколько раз руками, при этом тщательно проверяя, чтобы в неё ни один камушек ни попал.
Александро-Прасковинская глина отличается почти полным отсутствием песчинок, а ведь известно, что всего одна песчинка способна испортить всё изделие. Она может быть незаметна и проявится спустя время в виде неожиданно проломившегося носика у чайника. После глину размешивают в воде, и тяжёлые примеси выпадают на дно первыми. Промытую несколько раз глину и пускают в дело.
Технология изготовления свистка (основа для лепки птички-"улютки", "конька", так же его примазывают к "медведю" и к "барыне"). Из комочка глины между ладонями катали небольшой шарик, из него на левой ладони правой рукой «долбили» круглый плоский блинчик. Далее блинчик сворачивали и закрывали как пирожок – получался полый внутри объём – «дуплё». Круглым концом трости протыкали отверстие «зоб», при этом палочка была направлена в сторону «дупля» под углом 45 градусов. Затем плоским концом трости подрезали «хвостик» и прокалывали в нём свистковое отверстие таким образом, что с нижнего его края срезали часть глины, тоже под углом примерно 45 градусов. В результате использования этих двух приёмов в нижнем отверстии со стороны «дупля» образовывалось остриё, которое рассекало вдуваемый через хвост воздух. «Улютка» начинала свистеть.
Следом мастер раскатывал в пальцах маленькие шарики − для звона игрушки. Пока они подсыхали, «долбили» «дуплё» погремушки. В основе опять шарик, только большего размера. Снова надо «разлепешить» его в блинчик, и тогда уже сформировать круглую чашечку. Края постепенно зауживали, в «дуплё» насыпали обычно 6 шариков и в последнюю очередь вставляли и примазывали свисток. Пройдя все этапы лепки, погремушка начинала свистеть и греметь.
Технология изготовления свистульки-"коня". В основе свистульки-"коня" также лежит «дуплё», к которому из жгутика примазывали две задние ножки. Отдельно, из жгутика, скатанного на конус, делали переднюю часть конька: из основания конуса формировали ножки, из верхушки − изящно изгибали головку с ушками и мордочкой. Из коротенького жгутика отдельно лепили солдатика с примятой головкой-шапочкой, а затем все три детали быстро соединяли. На «дуплё» сажали головку коня и к ней сразу примазывали солдатика.
Технология изготовления «барыни». Исходную форму-шар раскатывали в каток и сводили на конус, основанием которого являлась юбка куклы. Внутренность её сначала вынимали деревянным ножом, тем самым «облегчали» (так говорили мастера). Затем изнутри поверхность заготовки тщательно заглаживали пальцами, чтобы не было трещин, чтобы фигурка не лопнула при обжиге. Затем несколькими движениями пальцев приминали верхушку конуса − получалась высокая шапочка, напоминающая местный головной убор − "шлык". Образ дополняли другие характерные элементы в пластике куклы: «сиськи», «близнецы» и руки, поразительно простые в умелом исполнении. Для этого раскатывали тонкий длинный «каточек», отщипывали от него короткий жгутик и примазывали на грудь, выделяя «сиськи». Затем от каточка отделяли ещё два коротких жгутика, формировали их в столбики с приплюснутыми, как у солдатиков, головками и примазывали по обе стороны к грудям. Получались «близнецы» − древнейший пластический мотив. Остаётся дать «барыне» детей в руки. Оставшимся каточком охватывали фигурку под грудью, ловко примазывая концы жгутика к плечам − кукла сразу принимала выразительную статичную позу женщины-крестьянки, сложившей руки на животе. В довершение работы круглым концом трости прокалывали кукле глаза, нос, рот, а плоской стороной обозначали рельеф пальцев рук. Иногда сбоку в юбку вмазывали заготовленный заранее свисток. Он хорошо вписывали в композицию фигурки.
Подготовка к обжигу. Перед обжигом изделие декорировали и посыпали свинцом. Кондрашов Тимофей Андреевич. сам пережигал свинец: «Отрубаю кусок от пластины и кладу в чугун. Выкапываю ямку, чугун ставлю боком на кирпичи и затапливаю, костерок под ним развожу. Обкладываю чугун кирпичами, чтобы жару было больше. И свинец начинает плавиться, отливает всеми цветами радуги. Плещешь его железной ложкой на стенки, и он превращается в порошок. Потом просеиваю его через сито, остатки в ступке толчём. Раньше специально продавались металлические ступки с бронзовым толчком. В такой ступке и добавки толку: пережжённую в горне медную проволоку, железную ржавчину. Чистый свинец ведь не даёт цвета, вот и добавляем в него медь - для зелени, железо - для желтизны. Этим порошком и посыпаю игрушки. А чтобы не осыпался свинец, обмазываю их нигролом - отработанным машинным маслом. Раньше-то дёготь был».
Вначале мастера терпеливо обмазывали изделие нигролом с помощью тряпицы, а затем осыпали свинцом с деревянной ложки (из тазика). Свинцовая мука быстро прилипает к масляной жирной поверхности.
Технология декорирования изделия. Краску разводили на желтке и на сливках, чтобы была ясная. Когда не было в продаже красок, их делали сами: толкли лопух или рожь, выжимали оттуда зелень. Называлась такая краска «табачок». Для получения зелёной краски использовали листья щавеля, бузины и стебли хвоща. Для красной – ягоды бузины, а для синей – ягоды ежевики и черники. В народе краски называли «малинка» и «зелёнка», для ярмарки добавляли жёлтые цвета.
На игрушке рисовали простые узоры: полоски, вилюшки, кресты, кустики. В конце XX века уже использовали краски для шерсти. Кондрашов Т.А. любил использовать оранжевую и синюю краску, а Силкина А.А. зелёную с красной. Принято было раскрашивать в две краски.
М.И. Сычёва раскрашенные игрушки спрыскивала ртом «водой от творога». Видимо, таким образом красители закреплялись в кислой среде. От таких игрушек исходил неприятный запах, поэтому их выдерживали в тени три дня. Спрыснутые изделия выглядели ярче остальных и блестели. При продаже такие игрушки клали в корзине сверху.
Технология обжига в горне. Горн начинали протапливать и прогревать рано утром, часов с четырёх. Чтобы устроить горн, рыли яму около метра глубиной и 60-70 сантиметров шириной. Стены выкладывали кирпичом, поперёк вставляя железные прутья, а под ними делали топку. На прутья клали обод от колеса, так как в него было удобно класть игрушки. Игрушки обжигали вместе с горшками, отдельные горны для игрушек стали делать только в последнее время.
Где-то ближе к 7 часам утра только загружали горн. Складывали игрушки аккуратно: ряд простых игрушек – под роспись, ряд осыпных, чтобы не слиплись, когда свинец будет разливаться. На загруженный горн сверху накладывали черепки от битой посуды, чтобы игрушки зря не коптились, не пачкались. Поверх накрывали листом железа, чтобы был сильнее жар.
Далее забивали четыре метровых кола по углам горна и со всех сторон крепили к ним листы железа, приваливая от ветра землей. Раньше, когда жгли посуду, сверху строили целый сруб. Считалось, что ветер отмахивает пламя, значит, спереди хорошо не выжжется.
Дрова для топки выбирали среднего размера, их специально заготовляли. Сырыми дровами не выжжешь, а если сухие положить - враз пойдёт огонь и игрушки полопаются.
Горн нагревали постепенно: вначале клали три первых полена для прогрева, а затем подкладывали по одному-два. Если сразу положить много, то игрушка будет трескаться. Температуру нагрева проверяли слюнями. Если плюнуть на черепок и он засипит, значит можно уже закладывать полную печь. Температура в горне доходила до 700 градусов. Обжигать старались под вечер, часиков в 7-8, когда огонь видно. Смотрели, где белый огонь - там обожглись игрушки, а где красный – ещё не дожглись, значит в тот угол необходимо подложить дрова. Обжигали изделия около четырёх часов.
За сутки мастера могли произвести три обжига. Как правило, один мастер выжигал за сезон до семи горнов.
Способы и формы передачи объекта.
Александро-Прасковинская глиняная игрушка представляет большой искусствоведческий, исторический и археологический интерес.
С 70-х годов XX века глиняная продукция привлекала внимание по народному гончарству и была высоко оценена исследователями этого творчества. В настоящее время произведения глиняных гончарных изделий и глиняной игрушки хранятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом: в Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике, Рязанском государственном областном художественном музее, Сапожковском краеведческом музее, Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Томском областном художественном музее, и других.
История выявления и фиксации:
Гончарный промысел в д. Александро-Прасковинке уходит корнями в XVII-XVIII века.
Благодаря широкому развитию различных промыслов во 2-й половине XIX века сложился Сапожковский промысловый район, один из центров кустарного производства России. Делали разнообразную посуду: от маленьких тарелочек до вместительных горшков.
Уже в первой половине XX века Александро-Прасковинка была одним из крупнейших гончарных центров производства глиняной посуды и игрушек, как по объему производимой продукции, так и по количеству мастеров, занятых гончарством. Горшки лепила вся деревня, которую из-за залежи глины прозвали Глинками. В местной глине совсем нет песчинок, что очень ценно для гончарного дела.
В 1950-х годах, после войны, производство глиняной посуды в Александро-Прасковинке начало сокращаться и медленно угасать. Заметно снизился как ассортимент, так и пластическая выразительность бытовых изделий. Это было связано с доступностью фабрично-заводских изделий, а также с прямыми запретами, препятствующими существованию частного производства. Однако, до 1970- х в деревне продолжали работать около трёх десятков горшечников. На тот момент в деревне действовало пять горнов. На каждый горн приходилось до десяти гончаров-пайщиков, а один мастер за сезон мог выжигать до семи горнов, причём в горн укладывалось примерно 350 сосудов. Здесь наряду с поливной посудой лепили и чернолощёную. Объясняется это не отсталостью гончарного мастерства, а следующими причинами. Сапожковские гончары наряду с посудой лепили дымники (печные трубы), всегда пользовавшиеся спросом. Чаще всего их делали по заказу. Дымники обжигали томлением, как и чернолощёную посуду. А горны в деревне были большие – на 300-500 горшков, и оставшееся от дымников свободное место мастера заполняли горшками, кринками, кувшинами и прочие.
В 1970-х годах посуду тянули два-три мастера, но лишь один из них – Егор Васильевич Сычев (1920 г.р.) – регулярно работал до начала 1980-х годов. В это же время после длительного перерыва к изготовлению посуды вернулся гончар Т.А. Кондрашов.
В 1984 году на прилавках стали появляться игрушки«бабы» и свистулька-птички. Вновь возродилось ремесло на конце деревне, где жили два мастера Тимофей Андреевич Кондрашов и Анна Алексеевна Силкина. Силкина поначалу обжигала игрушки в горне вместе с изделиями Кондрашова, а потом сложила свой собственный горн.
Горшечное дело сопровождалось производством игрушек: свистулек и простейших фигурок. Огромную роль в сохранении производства глиняной игрушки играли старьёвщики. Они являлись заказчиками значительных партий простейших свистков и распространяли их на обширной территории.
Вместе с гончарами женщины лепили копеечные маленькие свистульки свистульки в виде птичек и коней с едва намеченными фигурками всадников.
Улюток и коней лепили: Кондрашовы, Синицины, Зайцевы, Сычёвы, Барадулины, Карькины, Брякины и другие.
На сегодняшний день известно около девяноста гончаров и игрушечников деревни Александро-Прасковинки, когда-то занимающихся промыслом.
В 1970-80-е годы лепили посуду и игрушки:
- Сычёв Егор Васильевич (1910 г.р.) – потомственный гончар. Лепил чернолощеную и поливную посуду и дымники всю жизнь. Прекратил работать в старости в 1980-х годах;
- Сычёва Марфа Ивановна (1912 – 1990) – потомственная мастерица-игрушечница, жена гончара Сычёва Егора Васильевича (1910 г.р.). Активно работала с 1971 по 1980 г.;
- Бородулина Ольга Ивановна (1925 г.р.) – потомственная игрушечница. Выполнила партию игрушек в 1971 – 1972 гг.;
- Жутова Анастасия Ивановна (1912 – 1982) – потомственная мастерица-игрушечница. Лепила с 1972 по 1982 год, после большого перерыва;
- Кондрашов Тимофей Андреевич (18.12.1913 – 24.02.2013) - потомственный гончар, мастер сапожковской глиняной игрушки, Почетный гражданин Сапожковского района, Лауреат премии Министерства культуры «Душа России – 2004», дипломант многочисленных выставок народного творчества;
- Брякин Андрей Иванович (1915 г.р.) – природный гончар, «круги делал и себе и другим»;
- Курашов Иван Никифорович (1919 г.р.) – потомственный гончар;
- Силкина Анна Алексевна (1921 – 1993) – потомственная мастерица-игрушечница делала и простые «улютки», больших «барынь», и «всадников»;
- Сычёва Анна Николаевна (1936 г.р.) - потомственная игрушечница. После перерыва по заказам Центра «Шелковый путь» начала вновь работать в 1990 г.
А также: Акулов Андрей Иванович, Акулов Егор; Беляков Василий Павлович, Беляков Иван Павлович, Беляков Семён Семёнович; Битов Сергей Леонтьевич; Бородулин Аким Васильевич, Бородулин Алексей Максимович, Бородулин Егор Акимович, Бородулин Иван Акимович, Бородулин Максим Петрович, Бородулин Николай Кириллович; Брякин Василий Герасимович; Брякин Герасим Михайлович, Брякин Ефим Михайлович, Брякин Иван Михайлович, Брякин Павел Иванович; Жулянов Григорий Григорьевич, Жулянов Иван Васильевич, Жулянов Пётр Яковлевич, Жулянов Яков Гаврилович; Жутов Андрей Иванович, Жутова Екатерина Семеновна, Жутов Григорий Архипович, Жутов Иван, Жутов Михаил Данилович, Жутов Фёдор; Зайцев Александр Фёдорович; Каркин Николай Яковлевич, Каркин Сергей Яковлевич; Колькин Андрей Васильевич, Колькин Степан Васильевич, Колькин Егор Осипович, Колькин Семён Осипович, Колькин Фрол Осипович, Колькин Василий Фролович, Колькин Василий Афанасьевич, Колькин Осип Васильевич; Кондрашов Александр Иванович, Кондрашов Андрей Яковлевич, Кондрашов Алексей Андреевич, Кондрашов Андрей Андреевич, Кондрашов Василий Андреевич, Кондрашов Иван Андреевич, Кондрашов Иван Васильевич, Кондрашов Иван Степанович, Кондрашов Фёдор Степанович, Кондрашова Анна; Корнев Никита; Курашов Афанасий Васильевич, Курашов Иван Никифорович; Летников Андрей Тимофеевич, Летников Яков Степанович, Летников Василий Фёдорович; Морозов Константин Герасимович; Наумушкин Василий Иванович, Наумушкин Иван, Наумушкин Тимофей Васильевич, Наумушкин Тимофей Иванович, Наумушкин Тихон Дмитриевич; Немов Александр Антонович, Немов Василий Тимофеевич, Немов Иван Алексеевич, Немов Иван Тимофеевич, Немов Степан Степанович, Немов Фёдор Сергеевич; Оболишина Фёкла Алексеевна; Семков Андрей Егорович, Семков Василий Иванович, Семков Егор Никифорович, Семков Иван Васильевич, Семков Никифор; Силкин Алексей Андреевич, Силкин Иван Андреевич, Силкин Николай Иванович, Силкин Тимофей Алексеевич, Силкин Фёдор Иванович; Симаков Иван Петрович; Синицин Фёдор Яковлевич; Сычёв Дмитрий Степанович, Сычёв Иван Дмитриевич, Сычёв Иван Иванович, Сычёв Николай Алексеевич, Сычёва Анна Николаевна; Фетисов Василий Филиппович, Фетисова Татьяна Гавриловна.
Говоря о Александро-Прасковинском гончарном промысле, необходимо рассказать о жизни последнего потомственного гончара - Тимофее Андреевиче Кондрашове. Он родился 18 декабря 1913 года в деревне Александро-Прасковинка Морозово-Борковской волости Сапожковского уезда Рязанской губернии, где прожил всю свою жизнь. Тимофей Андреевич – участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., был женат, в браке родилось семеро детей - 2 сына и 5 дочерей.
Начальное образование (4 класса) получил в Морозове-Борковской сельской школе (1920 - 1924 гг.). С раннего детства обучался у родителей самым разным ремеслам, необходимым в полевых работах. Так, мог сплести корзину из ивняка, лапти из липового лыка, но главным его занятием было и оставалось долгие годы — гончарный промысел, который он перенял у своего отца Андрея Яковлевича Кондрашова. С двенадцатилетнего возраста маленький Тимофей помогал отцу добывать глину, а когда ему исполнилось 18 лет, стал самостоятельно делать цветочные горшки из глины, позднее полюбил делать глиняные игрушки — свистульки. Ремеслом занимался дома, в межсезонье, когда уже убран урожай и появлялось много свободного времени — лепил, обжигал и расписывал изделия из глины, которые впоследствии продавал на базарах в селе Морозовы-Борки и райцентре Сапожок.
По мнению специалистов, глиняные игрушки Тимофея Андреевича Кондрашова исполнены архаики, в них живы традиции древнеславянского язычества, сохранившиеся до нашего времени, это высокие образцы народной пластики, живые памятники духовной и материальной культуры.
Работа с глиной сопровождала весь жизненный путь Тимофея Андреевича. Его кринки, игрушки охотно приобретались не только коллекционерами, музеями и специализированными центрами, но и находили своего покупателя в лице тех, кому от пяти лет и старше.
23 января 2004 г. решением Думы муниципального образования – Сапожковский район №94 Т.А. Кондрашову присвоено звание «Почётный гражданин Сапожковского района», а 14 декабря того же года стал лауреатом премии Министерства культуры Российской Федерации «Душа России – 2004» в номинации «Декоративно-прикладное искусство». Со смертью Тимофея Андреевича, последнего мастера, история гончарно-игрушечного промысла в Александро-Прасковинке завершилось.
Источники информации:
- Башлыкова Н. О чем грустишь, дед Тимоха? // Мещерская сторона. – 2005. – 20 апреля.
- Бицутина И.А. Народная игрушка в собрании томского областного художественного музея // Томские музеи. Художественный музей: Материалы к энциклопедии «Музеи и музейное дело Томской области»/ Под ред. Э.И. Черняка. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2012. С. 99-100.
- Блинов Г.М. Чудо - кони, чудо - птицы: рассказы о русской народной игрушке / Геннадий Блинов. - Москва: Детская литература, 1977. – 188 с.
- Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975. - С.9-10
- Богуславская, И.Я. Фигурки из глины. Добрых рук мастерство [Сборник]. Л., 1976. – С. 198-209.
- Быков А.В. Александро-Прасковьинская (сапожковская), демидовская и вырковская игрушка Рязанской области. Москва: «Музей традиционного искусства народов мира», 2015.136 с. С.12-20.
- Гилярова Н.Н. Фрумкин А.Н. Детский фольклор Рязанской области. Рязанская глиняная игрушка. Народные музыкальные инструменты России. - Рязань: Издательство Рязанского областного научно-методического центра народного творчества, 1994. 171с.
- Гордиенко В.П. Художник сказочных чудес. // Рязанские ведомости. – 2004. – 11 декабря.
- Горшков М.М. Живая глина // Живая старина. – 2002 - № 4 – С. 46-48.
- Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера: Кн. Для уч-ся. – М.: Просвещение. 1994 – 288 с.
- Дайн Г.Л. Об изучении детской традиционной культуры. По материалам экспедиций 1992-1994 гг. в Рязанскую, Курскую, Пензенскую, Ярославскую области // Русское народное искусство СПГ ИХМЗ сообщения, 1996 г., издательский дом «Подкова», 1998 г. + Рязанский этнографический вестник. - Рязань: Издательство Рязанского областного научно-методического центра народного творчества, 1991.
- Кузнецов И.А. Александро-Прасковьинка // Рязанская энциклопедия. – Рязань, 1999. – Т. 1. – С. 53.
- Кулешов А.Г. Образ коня и всадника в русской глиняной игрушке / А.Г. Кулешов / Традиционная культура: Научный альманах №1 (37)/2010. - Москва: Б/и, 2010. – С.85-93.
- Лебедева Н.И. Предварительный отчет об этнографических работах в Сапожковском уезде. // Вестник рязанских краеведов. Касимов, 1923 г. № 3.
- Локуциевская Г.Г. Дети, идите в свой музей» // ДИ СССР. 1968, № 11.
- Лурина Т. Искусство лепить из глины // Рязанские ведомости. – 2000 – 6 окт. – С.3
- Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути возрождения. Каталог выставки – М.: Сов художник, 1987.
- Певунов Н. Пусть наши глинки не фарфор //Мещерская сторона. – 2002. - №1. – 2 января.
- Петрова Л. Не боги горшки обжигают // Рязань в «МК». – 2000. – 28 сент. – 5 окт.
- Рязанская губернская земская управа. Статистическое отделение. Экономический обзор Рязанской губернии, 1910 год. № 1 Рязань : Тип. Братства св. Василия, 1910.
- Соколов Д. Птица, конь и расписная баба. // Рязанские ведомости. - 2003. - 28 мая.
- Соколова Г.В. Игрушка деревни Александра-Прасковьинка в собрании Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. – Третьи Бартрамовские чтения. Сборник материалов. 17-18 октября 2008 г./УРАО «Художественно-педагогический музей игрушки». Общая ред. Канд. Искусствоведения А.У. Грекова; ред. и состав. А.У. Грекова и Т.Н. Атюшевой – Сергиев Посад. 2010. – С. 103-110.
- Фрумкин А.К. Рязанская глиняная игрушка// Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1994. С. 117 – 131.
- Фрумкин А.К. Рязанская область, Сапожковский район, деревня Александро-Прасковинка. – В кн.: Народное гончарство России. Сохранившиеся центры, пути возрождения. Каталог выставки. М.,1987.
- Фрумкин А.К. Рязанские медведи // ДИ СССР. № 3 /160. С. 20 – 23.
- Фрумкин А.К. Творчество гончаров – игрушечников // ДИ СССР. № 11/168. С. 26 – 29.
- Швецова В. Живые памятники культуры // Сапожковские вести. – 1998. - 11 дек.
- Щевьева Ю.И. Народное гончарстов Сапожковского края // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Сб. научных работ / Отв. ред., сост. Б.В. Горбунов/ Ряз. обл. ин-т развития образования. – Т. 13. – Рязань: Изд. «Узорочье», 2008. – 462 с. С.34-39.
Электронные ресурсы:
- Государственный каталог музейного фонда: https://goskatalog.ru/portal/#/
- Аукционный дом Литфонд. Коллекции сапожковской игрушки: https://www.litfund.ru/labels/type/sapozhkovskaya-igrushka/
- Томский областной художественный музей. Виртуальная выставка: 110 лет со дня рождения мастера сапожковской игрушки Тимофея Кондрашова: https://artmuseumtomsk.ru/page/10/page/884
- Достояние. Глинки. https://dostoyanie.info/ryazanskaya-oblast/glinki/page/11/
- Рязанский областной научно-методический центр народного творчества. Мастера Рязанщины: Тимофей Андреевич Кондрашов http://www.cnt-ryazan.ru/masters/decorative_art/timofey-andreevich-kondrashov.html
Современное состояние объекта:
На сегодняшний день не осталось мастеров и носителей традиционного гончарного промысла и потомственных мастеров глиняной игрушки д. Александро-Прасковинка. Промысел закончил свое существование с уходом из жизни последнего мастера Тимофея Андреевича Кондрашова в 2013 году.
Реальный анализ сегодняшнего состояния гончарного и игрушечного промысла в Александро-Прасковинке обнаруживает гибель этого самобытного искусства, возрождение которого, как представлялось, началось в середине 1970-х годов.
В настоящее время изделия мастеров посуды и глиняной игрушки Александро-Прасковинки хранятся во многих музеях России и за рубежом.
В Сапожковской детской школе искусств на отделении «Скульптура» детей знакомят в том числе с гончарным промыслом д. Александро-Прасковинки.
Авторы/Составители материалов об объекте:
Журавлева Юлия Сергеевна — заведующий сектором этнографии отдела сохранения культурного наследия ГБУК «РОНМЦ НТ».
Соколова Екатерина Викторовна — заведующий отделом сохранения культурного наследия ГБУК «РОНМЦ НТ».
Фотоматериалы
Фотографии взяты из Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации:
· Частная коллекция Иванова Игоря Олеговича.
· Частная коллекция А.В. Быкова. Музей Традарт (Музей традиционного искусства народов мира), г. Москва
· ФГБУК "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства"
· ФГБУК "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник"
· Музей-усадьба А.М. Герасимова - филиал ТОГБУК "Тамбовская областная картинная галерея"
· КГАУК "Красноярский краевой краеведческий музей"
· КГБУК "Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова"
· МБУК "Сапожковский краеведческий музей"
· ГБУК Ставропольского края "Ставропольский краевой музей изобразительных искусств"
· БУК Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля"
· ФГБУК "Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник"
· ФГБУК "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО"
· ФГБУК "Государственный исторический музей"
· ФГБУК "Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя"
· ГОАУК "Мурманский областной художественный музей"
· МБУК "Нижнетагильский музей изобразительных искусств"
· КГБУ "Государственный художественный музей Алтайского края"
· МБУ "Зеленогорский музейно-выставочный центр"
· МУК "Раменский историко-художественный музей"
· ФГБУК "Государственный Эрмитаж"
Видеоматериалы
Фильм «Гончары». Автор и режиссёр Светлана Пахомова, оператор Георгий Сытник, монтаж Ирины Холмогорской, звукорежиссёр Любовь Грибова. ГТРК «Ока», 1995 г.
Фото материалы

Изделия Кондрашова Тимофея Андреевича (18.12.1913 – 24.02.2013)

Посуда Бородулина Ивана Акимовича, Бородулина Андрея Сергеевича; игрушка Бородулиной Ольги Ивановны

Посуда Сычева Егора Васильевича (1910 г.р.), Сычева Ивана Ивановича, Сычева Николая Алексеевича, Сычев Фрола Яковлевича; игрушка Сычёвой Марфы Ивановны (1912-1990)

Посуда Силкина Фёдора Ивановича, игрушка Силкиной Анны Ивановны (1921-1993)

Гончар, посыпающий кринку свинцовым порошком, 1965 г. Архив РЭМ

Кондрашов Тимофей Андреевич (18.12.1913 – 24.02.2013). Архив РОНМЦ НТ

Гончары за пережиганием свинца, 1965 г. Архив РЭМ

Канончики из коллекции Иванова Игоря Олеговича
Видео материалы
Фильм «Гончары» в двух частях. Автор и режиссёр Светлана Пахомова, оператор Георгий Сытник, монтаж Ирины Холмогорской, звукорежиссёр Любовь Грибова. ГТРК «Ока», 1995 г.
