Традиционный свадебный женский костюм XX века с. Секирино Скопинского района Рязанской области

Наименование объекта: Традиционный свадебный женский костюм XX века с. Секирино Скопинского района Рязанской области

Вид объекта: Традиционные технологии/ Техники/ Хозяйственные и промысловые технологии

Этническая принадлежность: русские

Конфессиональная принадлежность: православие

Место бытования объекта: Российская Федерация, Рязанская область, Скопинский район, село Секирино

Населенный пункт: село Секирино Скопинского района Рязанской области

Описание объекта:

Традиционный свадебный женский костюм с. Секирино Скопинского района Рязанской области представляет собой полный поневный комплекс: рубаха с полетами, понева, передник-«занавеска», запон, головой убор (платок), украшения: поясное – припояски; шейное и нагрудное – ожерелок, размётки, чопки; обувь – лапти писаные «семерики» с конопляными оборами и чулки из белой шерсти.

Основа праздничного женского костюма – красная сатиновая рубаха с подставой из посконного холста с красным браным подольником. Подстава изготавливалась из белой конопляной домотканины. Ворот рубахи собран на стойку, украшен цветными строчками, лентами, край разреза – цветными лентами и кружевом, кумачом. Широкие рукава собраны на манжеты в мелкую сборку, выложенные лентами. На полики нашиты овальные поперечные детали из обтянутого кумачом картона с аппликацией из лент, тесьмы, плетешков, блёсток и пуговиц – «полеты».

Жительница села Е.А.Калачева отмечает, что у невесты было 6 сменных рубах с полетами.

Рубахи различали по цвету и по разнообразию полет.

1й день свадьбы:

– красная рубаха с зелёными палетами и жёлтыми пуговками;

– спать первую ночь – будничная повседневная, посадская (венчальная);

2й день:

 – утром ярку искать – красная, мелкими зёрнышками, палеты с цвятистой ленкой (или: с цвятистой зелёной ленкой, с блёстками, с пуговками);

– идти к матери – полеты хранцузские, украшенные шелковой лентой с ткаными цветами;

– после посещения матери надевают мишурные (годовые) палеты;

3й день свадьбы:

бурдовая, тёмная (вишневая) рубаха с голубыми большими полетами с белыми пуговками;

– дома – красная с маленькими палетцами.

Понёва — поясная верхняя женская одежда, надевавшаяся поверх рубахи. Секиринская понёва глухая, неширокая, состоится из 4-х полотнищ, одно из которых вставка, называемая «прошвой». Прошва шилась из фабричной ткани тёмно-синего цвета. Понёва изготавливалась из тёмно-синего домотканного лёгкого шерстяного полотна в некрупную квадратную клетку на гашнике. Гашник вставляется в загиб верхних краёв полотен и прошвы. Квадраты на поневе в Секирино называют глазками. Количество глаз на каждом из трёх полотен понёвы постоянно и составляет обычно семь клеток-глаз. Низ понёвы – подподолень, который украшен разноцветными лентами. Край подола оторочивали узким плетеным жёлтым пояском (мутоузом). Поневу надевали прошвой на правом боку. Поневы здесь сворачивали крупными складками в половину полотнища в длину. Глубина складки составляла 15-16 см, так чтобы в ней умещались две клетки-глаза.

На низ полотнищ и прошвы вкруговую нашивается изуложка. Это совокупность цветных лент, уложенных в определённых сочетаниях по низу понёвы. Изуложкой могут называть широкую ленту, занимающее серединное положение в этой совокупности. 

понёва изуложенная

Пояса. Непременной частью праздничных костюмов были бисерные пояса. Их надевали сверху понёвы, как правило, сразу по два, чтобы все четыре конца, одинаковые по рисунку и цвету, свисали сзади рядом. Пояса было принято украшать по возможности богато. В Секирино пояса называли припояски.  Поясное украшение делалось из бисера в виде двух полос с бахромой на концах. Пояса чрезвычайно длинны – от 2,5 метров и больше. Представляют собой узкую шерстяную тесьму ручной работы, однотонную или разноцветную, в зависимости от общего колорита данного костюма. Самую важную роль в его оформлении играют концы, ширина которых не более 5 см, а длина доходит порой до 45 см. Они состоят из продольных полос шерстяной тесьмы (не более четырёх), которые соединяются бисерными розеткаим разных цветов. Обнизывают концы, как правило, чёрным и молочным бисером. Заканчиваются концы кистями кручёной шерсти, причём на каждую нитку нанизывается отдельная бисерина или металлическая золотистая блёстка. Бисер и блёстки утяжеляли и слегка оттягивали кисти.

На свадьбу молодая могла надевать ясные и разные пояса.

После посада молодой и ввода в дом жениха молодуха надевала уже бабью сряду с бабьим поясным убором крестами длинный: два разных пояса с длинными бисерными концами. Такие бисерные пояса называются бисерные пояса крестами разные длинные в четыре розницы. В общем строе годовых поясов они считаются вторыми годовыми.

разные пояса с длинными бисерными концами

  Разные пояса надевали под зеленые палеты (1 день свадьбы) и под тёмные полеты. На завтрак второго дня свадьбы в семье мужа молодуха выходит в двух малых ясных поясах

ясные пояса

На свадебный пир в доме жениха надеваются два ясных пояса с длинными бисерными концами – бисерные пояса ясные длинные. Эти пояса считаются высшей степени праздничности, то есть первые годовые.

ясные пояса длинные

 Ясные пояса надевались под мишурные полеты (2 день свадьбы). На третий день свадьбы надеваются третьи годовые пояса.

Передник – «занавеска, запон, фартук, хартук» из прямоугольного куска кумача, собранного в мелкие складочки по верхнему краю, с веревочной петлей для головы и с завязками сзади. По подолу занавески украшаются выложенными разноцветными покупными лентами, тесьмой, галунами, кружевом. Передники молодых женщин обязательно заканчивались золотистой бахромой.

Обязательной частью украшения традиционного секиринского костюма были бисерные украшения: ожерелье, размётки, чопки.

Ожерелье – украшение в виде воротника, плотно обхватывающее шею. Ожерелье состоит из двух частей: украсной полосы и бисерного узорочья. Полоса имеет устойчивую форму в виде плотной полоски фабричной ткани, украшенной вышивкой, бусами, блёстками и другими нашивками, к которой крепится бисерная низанная сетка. Круглое оплечье из разноцветного бисера имеет сзади застёжку на пуговицу.

ожерелок

Размётки – нагрудное бисерное украшение в виде ажурной сетки с фестончатым краем. Размётки всегда выдержаны в строгой черно-белой гамме. В местах пересения низок Нижняя часть украшения представляет собой четыре длинных бисерных полукруга, которые нанизываются из чёрного и белого бисера отдельными нитками, волнообразно соединяющиеся друг с другом.

размётки

Чопки – лента, нанизанная из бисера, концы которой соединены вместе. Носилась на шее. В Секирино разметки заменялись несколькими параллельными нитками люстровых бус, закрепленных по бокам полосками ткани, заканчивающихся завязками (либо из трёх рядов крупных бусин, либо из мелких, походивших на кораллы).

чопки

Обувь. В XX столетии распространённой обувью в культуре оставались лапти, обувались в чуни, носили кожаные сапоги, появились заказанные ботинки, кожаные открытки, широко использовались валенки.

Лапти носились московского типа, липовые, вязовые не встречаются. Женские лапти плетутся на прямой колодке, писаные – праздничные, головки плетутся из мелких лык. Начинают плести с пятки, обороты продёргиваются через борты. В начале XX века носили вместе с вязаными чулками из белой шерсти. Лапти закреплялись на голенях ног с помощью обор, свитых из прядей конопляных нитей.

Онучи - портяная основа, уток – коричневая шерсть, длиною 3 аршина, обёртывают всю ногу. При ношении лаптей зимой на ноги накручивали партянки и толстые суконные онучи, а летом только портянки, чулки.

Предметы, связанные с объектом

Техники/Технологии, связанные с объектом

Способы и формы передачи объекта

История выявления и фиксации:

В течении XX века исследователи постоянно обращали внимание на Секиринскую культуру, что нашло отражение в трудах русской научной школы.

Н.И. Лебедева, побывав в 1967 году в Секирино с научными целями, была обрадована «заповедной» сохранностью народной культуры жителей села.

Впервые рисунки и фотографии женского свадебного костюма с. Секирино Скопинского района появляются в первом выпуске Рязанского этнографического вестника «Рязанский традиционный народный костюм» Автор работы Т.М. Панкова 1993 года. В издании описаны женский свадебный костюм на второй день свадьбы и девичий праздничный костюм конца XIX – начала XX века.

Детальное описание традиционного женского костюма с.Секирино можно найти в книге «Обряды и одежды русского народа. Знаковая письменность» П.И. Кутенкова. Его работа посвящена изучению велирокусов Секиринской родовой культуры. Основное внимание уделяется знаковому описанию и сследованию знакового письма древнейших славяно-русских одежд, уборов: рубахе, занавеске, понёве, поясам.

 В 2000-х годах студенты Воронежского института искусств (ВГИИ) совершили несколько экспедиционных выездов в Скопинский район. Одной из задач экспедиций было восполнение недостающих этнографических описаний свадебной обрядности ив частности традиционного костюма. В 2006 г. – группа студентов рязанского музыкального училища под руководством преподавателя Е.Н. Зотовой также совершили полевую экспедицию в с. Секирино. Большой объем документальных данных получен в экспедиции РАМ им. Гнесиных совместно с Рязанским областным научно-методическим центром народного творчества 2018 и 2019 гг. (собиратели: Белогурова Л.М., Щетинина А.С., Абрамова Ю., Чурилова Е. и Щетинина А.С., Абрамова Ю., Межорин С.).

Источники информации об объекте:

  1. Кутенков П.И. Обряда и одежда русского народа. Знакомая письменность. – М., «Самотёка», МИД «Осознание», 2017. – 464 с., ил.
  2. Лебедева Н.И. Научные труды / рязанский этнографический вестник. Гл. редактор В.В. Коростылев. – Рязань. – Т. 1. – 1996.
  3. Лебедева Н.И. Этнологические материалы //Рязанский этнографический вестник. Гл. редактор В.В. Коростылев. – Рязань, 1997.
  4. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – 2-е изд., переработ., и доп. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 224 с., ил.
  5. Новикова Т. С. Песни Скопинского района. Рязанский этнографический вестник, Рязань, 1995 с. 19
  6. Панкова Т. Рязанский традиционный народный костюм. Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1992. с. 96
  7. Русская народная одежда. Историко–этнографические очерки» -Книга. РАН. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо - Моклая. М. «Индрик» 2011. в соавт
  8. Русский народный костюм: традиции и современность»- Комплект методического пособия для организации занятий художественно-эстетического курса по изучению русского народного костюма по программам основного и дополнительного образования/ С.А. Глебушкин, Е.Н. Ананьева; научный редактор Е.Ю. Стрельцова. М. Образование, 2014. в соавт.
  9. Русские Рязанского края: [монография: в 2 т. / А. В. Буганов и др.; отв. ред. С. А. Иникова]; Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Москва: Индрик, 2009. 
  10. Самоделова Е.А. Рязанская свадьба. Исследование местного обрядового фольклора //Рязанский этнографический вестник. Гл. редактор В.В. Коростылев. – Рязань, 1993.
  11. Соколова Г.В. О локальных особенностях народной одежды Скопинского уезда Рязанской губернии (по материалам экспедиции в Милославский район)// Русское народное искусство: Сообщ. [науч. конф., апр.] 1996: [Посвящ. памяти О. В. Кругловой / Сост. и отв. ред. Т. Н. Манушина]. - Москва: Изд. дом "Подкова", 1998.
  12. Соколова Г.В. Традиционная одежда Рязанской губернии XIX-XX вв. в собрании Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Альбом. М., Северный паломник, 2021. – 292 с.,ил.
  13. Соколова Г.В. Бисерные украшения крестьянок Рязанской губернии // Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования». 11.2007. №52. С.4-17
  14. Традиционный русский костюм XIX-XX веков из собрания Сергея Глебушкина: [альбом / авт. вступ. ст.: Т. Р. Валькова и др.; авт. кат. описаний С. А. Глебушкин; пер. Д. Г. Федосов]. - Москва: Северный паломник, 2008. - 735 с.: цв. ил., портр. - Текст парал. на рус. и англ. яз. 

Современное состояние объекта:

В настоящий момент свадебный обряд с исполнением свадебных песен носителями традиции села Секирино можно увидеть лишь в документальном фильме «Свадьба на Рязанщине. Ч. 1: Село Секирино» 1993 года из цикла телепередач «Мировая деревня» Сергея Старостина. Материалы находятся в общем доступе.

Авторы/Составители материалов об объекте:

Журавлева Юлия Сергеевна – заведующий сектором этнографии отдела сохранения культурного наследия ГБУК «РОНМЦ НТ» 

Фото материалы

Географические координаты места бытования объекта