Технология изготовления кадомского вениза

(игольное кружево) в Рязанской области

Наименование объекта: Технология изготовления кадомского вениза (игольное кружево) в Рязанской области

Вид объекта: Традиционные технологии/ Техники/ Изготовление предметов традиционного костюма

Этническая принадлежность: русские

Конфессиональная принадлежность: православие

Место бытования объекта: Российская Федерация, Рязанская область, Кадомский район, рабочий посёлок Кадом

Описание объекта:

С древности сохранялись образы, орнаменты, технические приемы, но русские вышивальщицы были восприимчивы и к созданию нового. Во второй половине XIX в., когда значительно усилилось влияние городской культуры на художественное творчество крестьянских мастериц, народная вышивка обрела весьма сложные черты. К началу ХХ столетия наряду с традиционными приемами народного шитья, такими как счетные швы по сплошной ткани и строчевая вышивка, появились крест, тамбур, а также типично городская вышивка по ажурной сетке филе и вениз. Устное предание относит возникновение ажурной вышивки филе и вениз к периоду петровских реформ, когда при переходе на европейский костюм в России появился большой спрос на дорогостоящее венецианское и брабантское кружево.

Обладая высоким мастерством шитья, русские вышивальщицы быстро освоили изготовление аналогичных, качественных и более дешевых изделий. Ажурная вышивка по тонкой плетеной сетке филе вошла в моду в 1780-х гг. как разновидность белой строчки. 

Работая в новой технике, русские мастерицы сохранили в ней прежние, традиционные для строчевых изделий, узоры. Попытки широкого внедрения в крестьянскую среду техники изготовления венецианского игольного кружева (вениз) характерны для 1870-х гг., когда сразу в нескольких селах Тамбовской, Рязанской, Воронежской и других губерний были основаны кружевные мастерские и пункты приема у крестьянок кружевных и вышитых изделий.

На протяжении всего исторического развития кадомского вышивального промысла мастерицы использовали 3 вида технологий ажурной вышивки, иногда комбинируя их в разных вариациях в одном изделии: традиционное строчевое шитьё по выдергу, техника «филе» по плетёной сетке и собственно кадомский вениз с элементами итальянского игольного кружева.

Традиционное строчевое шитьё. Традиционно кадомские мастерицы выполняли вышивку по домотканному льняному полотну строчевыми сквозными (ажурными) швами. Что представляло собой легкие прозрачные узоры, которые напоминают кружево. В начале работы из ткани выдергивают нити основы и утка, образуя сетку. По ней выполняется узор различными разделками. Выразительность строчки достигается контрастом белоснежного узора и легкого прозрачного фона. Строчевые узоры выполнялись множеством приемов, сочетание которых придавало вышивке разнообразную красивую фактуру. «Настил», «штопка», «рогожка» дают плотное заполнение ячеек, «воздушная петля», «тень» образуют легкий, прозрачный узор. Орнамент, как правило, был геометрический.

Во второй половине XIX века кроме основных строчевых вышивок появились ажурные по свободному контуру, выполненные на фабричных тканях. К такому типу относится и кадомская вышивка, известная работами в технике «филе» (белая строчка) и «вениз» (гипюрный шов по прорези).

Вышивка по филе. Основа кадомской филейной вышивки 1920-х – 1940-х годов – ажурная, довольно крупная сетка, которая выплетается вручную специальной иглой. Затем по клеткам сетки настилается тщательно исполненный узор. Со второй половины ХХ века начали использовать для основы мерных и штучных изделий сетку машинного изготовления. Приемы и техника заполнения орнаментом подобной сетки аналогична традиционному строчевому шитью. Орнаменты остаются геометрическими либо сильно геометризованы, так как связаны с клеткой сетки.

Венизное шитье. Ручная вышивка вениз очень сложная и трудоемкая, схожа с тонкими и изящными узорами венецианского шитого игольного кружева. Процесс ее выполнения отличается от других российских вышивок. Один из ранних швов венецианского игольного кружева имел образное название «стежок в воздух», когда вышивка выполнялась без основной ткани петельным швом по узору, нарисованному на бумаге. Вначале мастерица прокладывала по контуру узора толстую нитку, прикрепляла ее мелкими стежками к бумаге и положенному под нее полотну. После этого все пространство, ограниченное контурной ниткой, заполнялось петельным швом. Отдельные детали орнамента соединялись тонкими связками, сделанными также петельным швом. Когда работа заканчивалась, между бумагой и полотном продевались ножницы, наметка разрезалась, и вышивка отделялась от нарисованного узора. Таким образом рождалось игольное кружево, никак не связанное с тканью. Элементы этого шитья входят в современный процесс изготовления кадомского вениза по ткани.

В современной технологии изготовления изделий с венизом применяются вышивальные машины, с которых снимаются рейка и лапка. В последние десятилетия ХХ века широкое распространение получила машинная гладь с внутренними ажурными разделками, выполненными венизом. В качестве материалов используются только высококачественные натуральные ткани: хлопок, лён, батист, маркизет, шелк и тонкие соответствующие нити: хлопок, лен, шелк, вискоза. Процесс создания рисунка для вышивки изделия с ручным венизом начинает художник, который воплощает свою задумку на миллиметровой бумаге. Следующей операцией является “наколка”, при которой на миллиметровой бумаге, с прикрепленной к ней калькой, по всем контурам рисунка иглой делаются проколы на расстоянии 1-3 мм друг от друга, получая контур из мельчайших отверстий. Таким образом, рисунок с миллиметровой бумаги переносится на кальку. Далее через проколы в кальке ватным тампоном, пропитанным раствором с синькой, рисунок переносится на ткань. Пигмент проникает сквозь проколы в кальке, оставляя на ткани точечный рисунок.

Затем ткань с наведенным на ней рисунком поступает к вышивальщице, которая закрепляет ее в круглые пяльцы. С помощью швейной машины она обрабатывает наружные границы узоров гладьевым «валиком» или «насыпью» (небольшие стежки, хаотично расположенные в заданном пространстве, выполняются для прочности вышивки и в качестве основы под технику гладь).

После этого заготовка поступает к вышивальщице ручной вышивки, которая заправляет ее в большие прямые раздвижные пяльцы. Далее иглой с нитью поочередно на каждом узоре мастерица прокладывает каркасные перемычки ─ «бриды» (мастерицы на предприятии называют их «сновками») внутри узоров. Каждая «брида» по всей длине вплотную обвивается нитью. Ткань между соседними бридами вырезается маникюрными ножницами. В вырезах основной ткани изделия — «окошечках» — с помощью иглы из тонких нитей создается ажурная сетка, поверх которой выполняется плотная вышивка петельным венизным швом в зависимости от узора: «листочки», «пупочки», «паучки», треугольники, «капли». («Листочки» – разделки в виде листика, выполненные при помощи петель. «Пупочки» – небольшие «горошинки» на сновках, так же выполненные при помощи петли. «Паучки» – нитки штопки, уложенные вплотную, по нечетному количеству сновок. «Треугольники» – выполняются по тому же принципу что и «листочки», но с приданием треугольной формы). Композицию формируют геометрически с элементами растительного орнамента на прозрачном ажурном фоне.

Для придания фиксированного положения узорам их соединяют между собой перекрещивающимися нитями – растяжками, которые в месте пересечения скрепляются «завитушками» из нитей в виде небольших кружочков. Этот процесс в каждом изделии многократно повторяется. Иногда ткань поэтапно практически полностью вырезается и взору открывается прекрасное произведение искусства. Продолжительность изготовления изделий составляет от 6 до 16 месяцев. Эксклюзивные выставочные образцы выполняются полностью вручную.

В настоящее время кадомский вениз выполняется на тонких белых или светлых тканях и применяется для изготовления женских блузок, палантинов, детской крестильной одежды, воротников и манжет, косынок, носовых платков, мини-панно и т.д. На плотных тонированных тканях иногда для вениза используют более толстые нити. Подобным образом вышивают скатерти, занавески, дорожки, подушки.

Предметы, связанные с объектом: пяльцы, нити, игла, гладьевые валики, вышивальные машины, маникюрные ножницы

Техники/Технологии, связанные с объектом: традиционное строчевое шитьё по выдергу, техника «филе» по плетёной сетке, кадомский вениз с элементами итальянского игольного кружева.

Способы и формы передачи объекта: Изделия в технике кадомского вениза создаются сегодня на одноименной фабрике, ведущей свою историю с 1927 года. Кадомские шедевры были высоко оценены на международных выставках в Бельгии, Канаде Мексике и других странах. Изделия кадомского вениза удостоились главного приза на всемирном конгрессе кружевников OIDFA, проходившем в 2016 году в Словении. В октябре-ноябре 2021 г. во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве прошла выставка «Шелкова нить, протянутая сквозь века», посвящена работам ООО «Кадомский вениз».

История выявления и фиксации:

Одним из мотивов создания мастерских и школ по кружевоплетению и вышивке было обеспечение молодых крестьянских девушек работой на зимнее время, чтобы в неурожайные годы они не искали заработка в чужих краях и не калечили здоровье на лесных и торфяных разработках. Благотворительная акция содействовала возникновению и развитию в России новых кружевных и вышивальных центров, среди которых и уникальный художественный промысел Кадома. Кадом — это районный центр Рязанской области, ранее входивший в Темниковский уезд Тамбовской губернии. Он расположен в 260 км к северо-востоку от Рязани. Первые летописные упоминания о нем относятся к 1209 г. Предание связывает появление в Кадоме игольного кружева с приездом в петровскую эпоху в местный женский монастырь венецианских мастериц. Реальная же история промысла восходит к началу ХХ в. Исследователь Л. И. Воронова приводит сведения, согласно которым в неурожайный 1904 г. помещица М. А. Новосельцева в имении Муханово близ Кадома организовала приемный пункт кружева от крестьянок окрестных сел. Одним из поводов для его создания стали обнаруженные Новосильцевой у жительницы Кадома полотенце и накидка на комод с вышивкой филе и вставками в технике игольного венецианского кружева вениз. В созданной в 1910 г. в Кадоме кружевной школе-мастерской активно внедрялись образцы ажурной вышивки филе и вениз. Продукция местных вышивальщиц успешно реализовывалась в московских и петербургских магазинах, через Русско-английскую торговую палату экспортировалась в Европу, причем в русском обществе предпочитали изделия с западными рисунками, а на европейском рынке сбыта популярностью пользовались русские орнаменты. В связи с этим при школе появился небольшой музей старинных крестьянских строчевышитых изделий и кружев. Школа-мастерская была организована на средства Попечительства о трудовой помощи, в ее содержании принимали участие Кадомское городское общественное управление и Темниковское земство. Это позволило в 1912 г. завершить строительство двухэтажного здания школы, где разместились два классных помещения, две квартиры для учительниц и общежитие для девочек: две спальни, столовая и хозяйственные помещения. В 1912 г. руководителем школы-мастерской была избрана дочь Новосильцевой — Мария Юрьевна Авинова.

На 13-й аукционной сельскохозяйственной выставке 1912 г. за кружевные изделия и пальто Авиновой была присуждена Большая золотая медаль Моршанского общества сельского хозяйства. Кадомские изделия экспонировались на местных (в Моршанске и Тамбове) и всероссийских выставках, получая золотые и серебряные медали. Высокий уровень работы кадомских мастериц был подтвержден на Всероссийской кустарной выставке 1913 г. М. Ю. Авинова руководила кустарным пунктом женских рукодельных работ до 1925 г. В 1927 г. из мастериц-надомниц была организована промыслово-кооперативная артель «Пробуждение». Высокое качество изделий артели сохранялось во многом благодаря деятельности выпускницы Мариинской кружевной школы в Петербурге Пелагеи Васильевны Угрюмовой. Приглашенная в Кадом еще Авиновой, Угрюмова проработала в артели в качестве инструктора до 1936 г. В 1932 г. в Кадом переехали преподаватели мариинской кружевной школы, в 1918 г. эвакуированной из Петрограда в Рязань. Материалы библиотеки мариинской школы и собранные Угрюмовой образцы для музея помогали кадомским мастерицам в поисках новых художественных идей. (Все документы, связанные с организацией промысла, библиотека, собранные экспедиционные материалы и уникальные образцы хранились в советское время в Кадомском техникуме, сгорели при пожаре). Разнообразные изделия Кадомской артели довоенных лет отправляли на экспорт, представляли на крупных международных выставках: в 1925 г. в Париже, в 1927 г. — в Монце, Милане, в 1936 г. — в Париже и т. д. Ассортимент был широк: воротники и манжеты, блузки, сорочки, комбинации, шелковые шарфы, дорожки, салфетки, скатерти, портьеры, покрывала. Выпускали широкие мерные полосы в технике «филе» для украшения предметов интерьера и узкие — для белья.

Мерные полосы и вставки вениз имели геометрический орнамент, в штучных изделиях преобладали растительные мотивы и сюжетные композиции. Широко использовались орнаменты народного искусства, в частности рисунки строчевых вышивок. Откликаясь на события современной жизни, кадомские мастерицы вводили в рисунки советскую эмблематику, однако это направление не прижилось в изящном искусстве вышивки. Годы войны оказались разрушительными для Кадомской артели «Пробуждение». Изделия первого послевоенного десятилетия отличались крайне бедным ассортиментом и низким художественным уровнем. Искусство вениза было почти забыто. Однако кадомским мастерицам удавалось сохранять высокий технический уровень вышивки филе. В творческом союзе с художниками «Вышкружсоюза» они создавали уникальные выставочные изделия. Так, в 1948 г. на всесоюзной выставке изделий мастеров художественной промышленности было представлено панно В. В. Грумковой «Союз нерушимый» (1947), выполненное традиционными для кадомского промысла швами по крупной белой филейной сетке. Возрождению промысла способствовало внимание и помощь НИИХП. В 1956 г. предприятие было оснащено вышивальными машинами, которые несколько удешевляли и делали более доступной массовую продукцию промысла. С помощью машин выполняли узорные мережки, перевив сетки, простейшие узорные разделки строчевой вышивки. Трудоемкая ручная работа применялась лишь для изготовления выставочных произведений. В 1950-х гг. художники Екатерина Васильевна Шембакова и Зинаида Ивановна Бондаренко сумели обогатить традиционную кадомскую вышивку новыми мотивами.

На республиканской выставке в Москве в 1957 г. Е. В. Шембакова и З. И. Бондаренко получили диплом Министерства культуры II степени за изделия в технике филе. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. экспонировались занавес Е. В. Шембаковой, скатерть и занавес З. И. Бондаренко. За свои произведения З. И. Бондаренко была удостоена серебряной медали. 1970-е гг. отмечены в истории промысла обращением к почти забытому венизу. Вместе с Е. В. Шембаковой изделия с венизом, дополненным строчкой и росписью, создавали Алевтина Николаевна Петрунина и Валентина Николаевна Кузнецова. Символом возрожденного вениза стал комплект А. Н. Петруниной «Звездное небо» (1982), впервые представленный в Москве на выставке, посвященной 60-летию СССР. Тонкое, изящное искусство кадомской вышивки оказалось востребованным в последнее десятилетие. Женственные детали костюма — воротники, манжеты, а также декоративные предметы интерьера и выставочные панно находят себе достойное место в современной жизни. Сохраняется высокое техническое мастерство вышивки вениз и филе с четко выраженной контрастностью рисунка и воздушного фона. При этом вениз имеет более разреженный орнамент, а филе — более плотный рисунок на ажурном фоне. Большое разнообразие отличает художественные идеи молодых авторов, и прежде всего Ольги Александровны Грачевой (Ревиной). Она часто обращается к литературным образам. Ее панно «У Лукоморья» получило приз зрительских симпатий на всероссийском смотре-конкурсе «Молодые дарования» в 1999 г. Годом раньше на том же конкурсе панно «Успенский собор» Грачевой было удостоено I места и диплома.

Источники информации об объекте:

  1. Кадомский вениз / [текст М. А. Ковтун]. - Москва: Москвоведение, 2019.

  2. Кадомский вениз: из коллекции РИАМЗ: альбом-путеводитель / Министерство культуры Российской Федерации, ФГБУК "Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник"; автор-составитель О. М. Сахарова. - Рязань : РИАМЗ, 2023.

  3. Народная художественная культура в современном социокультурном пространстве: учебное пособие / Е. Ю. Ежова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина". - Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2020.

  4. Электронный ресурс: https://www.veniz.ru/

Современное состояние объекта:

В 2022 г. кадомский промысел отметил 95-летие со дня основания и 120-летие ручной вышивки кадомский «вениз». Организованная 5 апреля 1927 г. промыслово-кооперативная артель «Пробуждение» в 1960 г. была преобразована в фабрику «Пробуждение», а в 1998 г. — в производственный кооператив «Кадомский вениз». С 1987 года и по сей день коллектив предприятия возглавляет заслуженный работник текстильной и легкой промышленности РФ Николай Дмитриевич Ренин. В условиях рыночных реформ ему удалось не только сохранить, но и обеспечить дальнейшее развитие уникального народного промысла, вернуть ему былую славу. Чувство патриотизма и любви к своей родной земле помогает коллективу ООО «Кадомский вениз» сохранять и успешно развивать художественные традиции кадомской вышивки: культуру рисунка, технологию изготовления и техническое мастерство исполнения.

Неповторимые произведения кадомсих мастериц становятся частью музейных и частных коллекций не только на Родине, но и за рубежом. Подтверждение тому — новые успехи и награды на Всероссийских и международных выставках народного искусства. Всё это позволяет надеться на дальнейшую плодотворную творческую жизнь кадомского вышивального промысла.

Авторы/Составители материалов об объекте:

Соколова Екатерина Викторовна — заведующий сектором этнографии отдела сохранении культурного наследия ГБУК «РОНМЦ НТ»

Журавлева Юлия Сергеевна — ведущий методист отдела сохранения культурного наследия ГБУК «РОНМЦ НТ»

Фотоматериалы, связанные с объектом:

1. Фрагмент готового венизного изделия. Архив Рязанского областного научно-методического центра народного творчества.

2. Техника филе В.Н. Кузнецова. Салфетка, 1982. Архив Рязанского областного научно-методического центра народного творчества.

3. Техника филе Е.В. ШембаковаНакидка,1960 е г. РГОХМ им. И.П. Пожалостина.

4. Техника филе З.И. Бондаренко. Занавес фрагмент, 1951-1958. РИАМЗ.

5. Традиционная итальянская техника изготовления игольного кружева без пялец. Архив Рязанского областного научно-методического центра народного творчества.

6. Прямые раздвижные пяльцы. Архив Рязанского областного научно-методического центра народного творчества.

7. Прокладывание гладьевых валиков по границе рисунка. Архив Рязанского областного научно-методического центра народного творчества

8. Эскиз кружева на миллиметровке. Архив Рязанского областного научно-методического центра народного творчества.

9. Прорезание окошечек под вениз. Архив Рязанского областного научно-методического центра народного творчества.

10. Прокладывание гладьевых валиков по границе рисунка. Архив Рязанского областного научно-методического центра народного творчества.

Фото материалы

Географические координаты места бытования объекта